УБЕРЕЧЬ САДЫ ОТ МОРОЗОВ
Н. ГРИШИН, агроном Московского областного земельного отдела.
Сильные морозы прошлой зимой нанесли большой вред многим плодовым деревьям. Повреждения помешали деревьям отложить к нынешней осени достаточно пластических веществ, поэтому они более чувствительны в холоду и могут подмерзнуть даже при нормальных зимних температурах. Необходимо уже сейчас принять все меры, чтобы предотвратить это. К таким мерам относятся прежде всего зяблевая вспашка междурядий и перекопка приствольных кругов. Это надо провести сейчас, в крайнем случае будущей весной, как только можно будет приступить к обработке почвы. При этом полностью должны быть внесены органические и минеральные удобрения. В плодоносящих садах следует применить мульчирование, уложив на приствольных кругах слой навоза, торфа толщиной в 6- 10 сантиметров.
Далее надо предохранить деревья от грызунов. В мышиные норы в садах и на прилегающих участках закладывают приманки, отравленные мышьяковисто-кислым натрием. После каждого снегопада и оттепели снег на приствольных кругах утаптывают. Для предохранения наземной части молодых деревьев от грызунов и действия морозов стволы и основные сучья обвязывают еловым лапником, лубом. Годятся для этой цели и камыши, стебли подсолнуха, осока, обмазанные глиной. Чтобы зайцы не повредили крону, ее также обвязывают (соломой, камышом, осокой).
Важно провести в садах снегозадержание. Это одновременно предохранит растение от вымерзания и создаст в почве запас влаги для следующего вегетативного периода.
От морозов хорошо предохраняет обмазка штамбов и основных сучьев раствором глины с известью. Обмазать деревья надо теперь же, пока не наступили морозы.
Хорошо провести осенью окучивание штамбов молодых растений на высоту 25 -30 сантиметров (землю для окучивания берут за пределами приствольного круга). Это защитит корневую систему и нижнюю часть ствола от холода и грызунов.
Чтобы ветки не сломались под тяжестью снежного покрова, крону следует слегка стянуть (очень осторожно, так как на поврежденных деревьях она чрезвычайно хрупка) и под свисающие сучья под ставить подпорки из кольев.
И, наконец, необходимо провести вес комплекс мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями плодовых деревьев Сюда входят и опрыскивание пятипроцентным раствором железного купороса, и снятие зимующих гнезд вредителей, и борьба с короедом и т.д.
Если перечисленные выше меры принять своевременно, большинство поврежденных деревьев хорошо перезимует. Но что же делать с теми деревьями, которые погибли?
Прежде всего следует тщательно определить, действительно ли растение погибло, или оно еще будет жить. Бывает так что на сохранившейся нижней части засохшего дерева появляются культурные побеги. В таких случаях надо срезать крону, а будущей весной - высохшую часть штамба. Из побегов же сформировать крону в виде куста. Если же сохранились только штамб до линии снегового покрова и корневая система, весной надо сделать прививку в корень или пень, либо вырастить дикую поросль с тем, чтобы в дальнейшем, путем прививок, превратить ее в плодовое дерево.
Дело это сложное, оно требует квалифицированных кадров, и районным земельным отделам необходимо уже сейчас позаботиться о подготовке их к весне.
Что касается ягодников, то и здесь для садовника немало работы. Малину нужно пригнуть к земле и связать, предварительно удалив отплодоносившие побеги так, чтобы не оставалось пеньков. Земляника требует снегозадержания. Для этого надо разложить по плантации еловый лапник или установить щиты. На плантациях смородины и крыжовника полагается вырезать старые и больные побеги. Особенно важно здесь во-время принять меры против бабочки "огневки", которая в прошлом году нанесла садам большой ущерб. Лучший метод борьбы с нею - окучивание кустов на высоту 10-16 сантиметров осенью или ранней весной.
Все эти меры помогут пополнить урон, понесенный колхозными и совхозными садами области из-за ненормальных атмосферных условий последних лет.
Вредная затея
Н. НОВОСЕЛОВ.
В ряде колхозов Кунцевского района сейчас выдвигают кандидатов в "колхозные агротехники". Создать эту новую должность освобожденного работника в управленческом аппарате колхозов предложили не так давно некоторые агрономы.
Что же это за должность и что входит в круг обязанностей "колхозного агротехника"?
Основные его обязанности, как это представляется товарищам из Кунцева, следующие: планирование работы колхоза, бригад и звеньев; контроль за качеством пахоты, сева, уборки, хранения семян; внедрение механизмов; контроль за соблюдением севооборота и т.д.
Нетрудно видеть, что все перечисленное входит в прямые обязанности председателя артели, бригадира, звеньевого и, наконец, правления колхоза, как органа исполнительного и подотчетного во всей своей деятельности общему собранию колхозников.
Зачем же, спрашивается, умалять роль и снижать ответственность председателя, бригадира, звеньевого за работу правления?
Уместно указать и на Волоколамский район, где идет оживленная дискуссия: нужна ли в колхозах новая должность освобожденного "мастера сельского хозяйства"? Горячим защитником этой новой должности выступает редакция районной газеты "Волоколамский колхозник".
Партия и правительство всегда призывали и призывают колхозы к максимальному сокращению административного, управленческого аппарата. Они требуют от колхозных руководителей повышения ответственности за работу, призывают их быстрее овладеть техникой, учиться, чтобы стать подлинными мастерами социалистического земледелия.
Нужно добиваться быстрейшего осуществления этих требований, больше работать с колхозными кадрами, учить их и помогать им в работе, строго требовать выполнения поручений, а не выдумывать новые должности, которые способны лишь внести путаницу в организацию труда в колхозах
Пушкинская районная контрольно-семенная лаборатория проводит большую работу по определению кондиционности семян. Заведует лабораторией участник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки агроном Г.Я.Райзер. На снимке: тов. Райзер (справа) и председатель Мурановского колхоза П. Н. Прокофьев в лаборатории.
Фото А.ЕГОРОВА
Стахановцы сталелитейного цеха №2 завода "Электросталь", выполняющие норму на 130 процентов: сталевар С.Карпов (слева) и подручный сталевара Б.Курастиков.
Фото Б.ЯРОСЛАВЦЕВА.
ПЕРЕД ЮБИЛЕЕМ ЛУЧШЕЙ АКАДЕМИИ КРАСНОЙ АРМИИ
Беседа с генерал-майором танковых войск В.Т.Вольским.
Военная академия механизации и моторизации Красной Армии им. И.В. Сталина отмечает свой десятилетний юбилей. Слушатели академии, ее профессорско-преподавательский состав деятельно готовятся к славной дате. Генерал-майор танковых войск В. Т. Вольский в беседе с корреспондентом "Московского большевика" рассказал:
- 21 декабря мы празднуем десятилетие академии, носящей имя великого вождя народов товарища Сталина.
Три года подряд академия выходила победительницей в соревновании высших учебных заведений Красной Армии. Переходящий приз остался у нас. И сейчас весь личный состав работает и учится так, чтобы никому не уступать почетного звания лучшей академии Красной Армии.
История академии отражает путь развития в нашей стране танкового оружия. Когда 10 лет назад в Ленинградской военно-технической академии организовался факультет механизации и моторизации, ее слушатели учились преимущественно на трофейных танках гражданской войны "Рикардо", "Тейлорах" и др. Тогда только зарождалось отечественное танкостроение. А сейчас наши слушатели обучаются на новейших советских образцах грозных боевых машин.
Красная Армия, вооруженная первоклассной техникой, требует высококвалифицированных командиров и военных инженеров - отличных знатоков своего дела. Таких людей и готовит академия. В войсковых соединениях работают тысячи воспитанников академии. Многие из них занимают ответственные командные посты. Сейчас в стенах академии обучаются лучшие люди Красной Армии, прошедшие большую практическую школу, участники сражений в районе озера Хасан, Халхин-Гола и в боях с белофиннами. Достаточно сказать, что среди слушателей 21 Герой Советского Союза. Больше 100 слушателей отмечено правительством высокими наградами - орденами и медалями Советского Союза.
Как учатся слушатели, показывает количество сталинских стипендиатов - их в академии 27 человек.
Наша академия перестраивает свою учебу на основе последних указаний народного комиссара обороны. Мы будем практиковать зимние лагери, выходы в поле, тактические занятия, максимально приближенные к суровым военным условиям. Среди профессорско-преподавательского состава академии - ученые с мировыми именами: вице-президент Академии наук СССР Чудаков, доктора технических наук Земелев, Груздев и Ефремов, генерал-майоры танковых войск Сухов и Обухов.
К юбилею выходят два специальных сборника по военно-историческим и военно-техническим вопросам; готовится большая выставка, рисующая десятилетний путь академии. Выпускается также полнометражный фильм, посвященный нашей академии.
В зимних лагерях
(ТАСС).
Подразделения и части Московского военного округа выходят в зимние лагери. Выполняя указания народного комиссара обороны маршала Советского Союза тов. С. К. Тимошенко, они совершенствуют свою выучку в условиях, приближенных в боевой обстановке.
Танковая рота, которой командует старший лейтенант тов. Топчий, провела в лагере несколько дней. На пересеченной местности, покрытой искусственными и естественными препятствиями, танкисты обучались вождению машин. Состоялись тактические занятия. Танкам пришлось преодолевать сильно заболоченную местность и водную преграду. Образцово провели свои машины тт. Бережной, Стогин и Хайчев.
Отличился на занятиях младший комвзвод тов. Стерлинов. Успешно была атакована батарея "противника". Внезапно справа появились танки. Их заметил тов. Стерлинов. Сообщив об этом командиру роты, он пошел в атаку. Его инициативные действия помогли быстро "уничтожить" танки "противника". На разборе занятий тов. Стерлинову об'явлена благодарность.
Жители Электростали строят дома
ЭЛЕКТРОСТАЛЬ (наш корр.). В генеральном плане города Электростали большое, место занимает индивидуальное жилищное строительство. По типовым проектам на участках общей площадью в 212 гектаров в ближайшие годы будет построено около двух тысяч одноэтажных и двухэтажных домов.
В нынешнем году застройщикам отведено 260 участков. Уже закончено сооружение 75 домов. В них поселились рабочие местных предприятий Ласточкин, Иванов, Крюков, Зайцев, Макейкин и другие.
В числе застройщиков - много рабочих и инженерно-технических работников завода "Электросталь". Для выдачи им ссуд отпущено 550 тысяч рублей.
На будущий год городской Совет Электростали отводит под индивидуальное строительство 17 гектаров вдоль Фрязевского шоссе.
Тургенев на советской сцене
СПЕКТАКЛЬ "ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО" В ТЕАТРЕ ЛЕНСОВЕТА
С.ДУНИНА.
Инсценировка "Дворянского гнезда", мастерски сделанная Н.И.Соболыциковым-Самариным, показывает, по существу, од ну сторону, одну тему тургеневского романа. Инсценировщик не включил в пьесу тему оскудения дворянства, тему социально бытовых и политических расслоений в дворянской среде. Лишь отдельны ми короткими штрихами автор инсценировки напоминает о силах, бурливших общественной жизни дворянства. Спор "светского" чиновника Паншина, обвиняющего русский народ в дикости, с Лаврецким и Лизой - единственное такое место в пьесе.
Герои романа и пьесы целиком в личном, они живут только идеями личной морали, идеалами личного долга и не знают выхода из тесного круга этих чувств. Крах личного счастья приводит их к краху всей жизни. Но духовная жизнь героев пьесы, их страдания полны истинно тургеневской поэзии, насыщены высоким гуманизмом, большой человеческой теплотой.
На этом спектакле в театре Ленсовета все взволнованы, все притихли. Высокие нравственные идеалы, благородное и страстное чувство, атмосфера душевной чистоты, - вот что является темой этого спектакля, вот что делает его интересным для советского зрителя.
Классический образ русской женщины, ее строгая простота, поэтичность, глубина чувства, нравственная чистота - все эти черты воплощены в Лизе Калитиной, духовной сестре пушкинской Татьяны. Она сродни Волконской и Трубецкой, женам декабристов. Она - русская душой и сердцем, "ей в голову не приходило, что она патриотка; но ей было по душе с русскими, русский склад ума ее радовал". Она прямодушна, добра, но непримирима. Она не пойдет обходными путями и не разменяет своих чувств, высоких и чистых, чего бы это ни стоило.
Обаятельный образ тургеневской Лизы найдет живой отклик у нашей молодежи. Лизу замечательно играет заслуженная артистка К.М.Половикова. Вот на сцене появляется легкая, светлая девичья фигура, вот летят, несутся звуки ее голоса, и этот поэтический облик заставляет вспомнить горьковские слова: "Человек рожден для счастья, как птица для полета". Она похожа на белую птицу, эта рожденная для счастья девушка.
Лиза полюбила "на всю жизнь". Об'яснение с Лаврецким ночью в саду - взлет этого чистого счастья. Это высокая, целомудренная страсть, это, действительно, может быть однажды в жизни и "на всю жизнь". Наступил следующий день, но во всем просветленном облике Лизы - отблеск этой прекрасной, полной любви, ночной встречи. Вот она одна у рояля. На лице какая-то прислушивающаяся полуулыбка, - осторожная, чтоб не расплескать счастья. Руки сами начинают играть ту мелодию, которую Лиза играла в день знакомства с Лаврецким. Музыка дает выход чувству, и Лиза, играя, тихо смеется от счастья. Играет и смеется, не видя, как уже приближается к ней старый музыкант Лемм, несущий страшную записку. В записке - конец этому короткому счастью, конец всей жизни Лизы. Зритель знает, какое горе обрушится сейчас на Лизу: он уже видел эгоистичную, распутную жену Лаврецкого (арт. Матисова), которую все считали умершей. Чем счастливее звенит Лизни смех, тем сильнее горечь за ее несправедливую судьбу. Записка прочтена. Горе растет. Без слез, без отчаяния, почти без слов. Лиза видит и слышит все происходящее, но кажется, будто ей нужно делать нечеловеческое усилие, чтобы ходить, говорить, слушать.
Она собрала все силы, она знает, что это нужно. И, действительно, так благородно и сдержанно это огромное горе, что естественным, понятным кажется, когда властная старуха Марфа Тимофеевна вместо слов падает перед Лизой на колени и, молча, долго целует ее руки. Кончилась прежняя жизнь, и нет прежней Лизы.
Строгая, замкнутая, она движется медленно, говорит тихо и с трудом. Не видя иного выхода, она решила уйти в монастырь - "хочется мне запереться навек". Она не может жить так, как ей пришлось бы, если бы она осталась. Прощание Лизы с своей комнатой - одна из лучших сцен в спектакле. Без слов, взглядом, прикосновением рук она прощается со всеми вещами, с цветами, выращенными ею, и низким поясным поклоном, в котором уже ничего нет от прежней белой птицы, кланяется отошедшей жизни.
Московский зритель в этом году увидел вторую превосходную работу Половиковой: можно с уверенностью сказать, что Мария Стюарт и Лиза - большие события в театральной жизни Москвы. Превосходно играет Марфу Тимофеевну арт. Л.В.Орлова. Властная, умная ворчунья - эта старуха не терпит пошлости и лжи. Она - родная Лизе не только по крови. Недаром они так любят друг друга. В них обеих - невыявленный протест против насилия над чувствами и мыслями. И Орлова сложнейшим рисунком раскрывает образ этой прекрасной русской женщины.
Интересно играет арт. А.К.Плотников старого немецкого учителя Лемма. Его Лемм - почти одержим любовью к прекрасному. Это трагический образ вдохновенного неудачника, несколько выходящий из рамок тургеневской поэзии, но созданный талантливо и остро. Сдержанно играет Лаврецкого арт. Щеглов. Но хотелось бы видеть его более "тургеневским", более поэтичным. Поэзия тургеневских героев неотделима от поэзии русской природы, русского пей-ажа. И оформление спектакля (худ. Гончаров) как бы намеренно уводит зрителя от ощущения природы. Оно напоминает иллюстрации в книге. Рамка карельской березы, окаймляющая сцену, подчеркивает "ненастоящее" оформление. Нарочито "рисованая" на стене мебель и окно в комнате Лизы неприятны своей условностью, противоречащей глубокой правде актерской игры. Хочется видеть настоящее окно, любимый Лизин сад за ним, простые, живые Лизины вещи.
Спектакль, со вкусом поставленный режиссером Е.Страдомской, заставил зрителя испытать настоящее волнение.
ВРАЧИ ИЗУЧАЮТ ВОЕННО-ПОЛЕВУЮ ХИРУРГИЮ
СЕРПУХОВ (наш корр.). Медицинские работники Серпухова с большим интересом изучают военно-полевую хирургию. Хирург тов. Залог, кандидат медицинских наук тов. Тер-Акопов, доктор тов. Горегляд прочли цикл лекций о переливании крови, лечении огнестрельных ран и т.д.
Проведен день военно-полевой хирургии. Свыше пятидесяти врачей прослушало доклады научных сотрудников Московского института травматологии на темы "Работа врача в войсковом и армейском районах", "Огнестрельные повреждения" и т.д.
ЖАРОУПОРНАЯ ПОСУДА
Дулевский фарфоровый завод имени "Правды" приступил к выпуску жароупорной керамической посуды. Кастрюли и горшки различных форм и размеров изготовлены из глины, обработанной особым способом. В них можно готовить и разогревать пищу на плитах, керосинках.
Несколько тысяч таких изделий на-днях доставлено в столицу. Они продаются в универмаге на Добрынинской пл.
Сейчас ведутся экспериментальные работы по дальнейшему улучшению качества жароупорной посуды. Сотрудники лаборатории завода поставили перед собой задачу - сделать образцы небьющихся керамических изделий.
ЗАКАЗ ВЫПОЛНЕН
РАМЕНСКОЕ (наш корр.). Прядильно-ткацкая фабрика "Красное знамя" вырабатывает самые различные сорта хлопчатобумажных тканей. Недавно фабрика получила заказ от Главного управления трудовых резервов на изготовление специальной ткани для полотенец. С энтузиазмом коллектив взялся за выполнение этого почетного поручения. В течение примерно двух недель для железнодорожных, ремесленных училищ и школ ФЗО соткано 600 тыс. метров полотенец.
Реконструированная улица Горького.
Вид с площади Пушкина.
Фото Б.Ярославцева
МОЛОДЫЕ ПАТРИОТЫ
А.МОИСЕЕНКО. Директор 173-й школы
Чувство любви к своей родине, к родному народу - самое высокое и благородное. Оно вдохновляет советских людей на героические подвиги, руководит ими в бою, на фронте науки, у станков, на социалистических полях, на далекой льдине, отрезанной от мира.
Чем больше крепнет в подростке, юноше, девушке патриотическое чувство, тем ярче проявляются в них черты человека сталинской эпохи: правдивость, мужество, коллективизм, трудолюбие, бережное отношение к социалистической собственности, ненависть к врагам революции. И когда мы говорим о воспитании в школе, то раньше всего имеем в виду воспитание чувства советского патриотизма.
Наши учащиеся пытливы, любознательны, инициативны. Поражают их смелость, энергия и деловитость. Все они хотят походить на Чапаева, Чкалова, Щорса, Стаханова, Лысенко. Все горячо любят родную Красную Армию. С нетерпением ждут юноши-десятиклассники призыва в РККА. Со слезами на глазах поведал нам один из учеников 10-го класса нашей школы о том, что его не приняли в армию по состоянию здоровья. Пете В. нелегко было одновременно учиться в школе и в аэроклубе, но он не оставил этого "совместительства". Настойчиво, упорно добивался Борис М. зачисления его в Военно-Морской Флот. Впрочем, в этих фактах нет ничего особенного, они обычны в нашей стране.
Ребята растут преданными сынами и дочерьми родины. В этом - немалая заслуга школы.
Самыми разнообразными средствами учитель культивирует и развивает в своих воспитанниках советский патриотизм. На уроке, во внеклассном кружке, на экскурсии, на собрании, в личной беседе он прежде всего - коммунистический воспитатель. Он обязан использовать каждое событие, происшедшее в нашей стране, чтобы развивать в учениках советский патриотизм.
Вспоминается декабрь 1939 года, когда проходила кампания по выборам в местные Советы депутатов трудящихся. В газете "Известия" была помещена фотография учащихся 173-й школы, впервые принимавших участие в голосовании.
Вскоре после этого ученик 10-го класса И. Бейдер получил письмо от капитана т. Комова, в котором он рассказывал о героизме красных бойцов и просил написать финским солдатам, находившимся в одном с ним госпитале, что все ребята, изображенные на снимке в газете, - действительно дети рабочих и служащих, а не помещиков, как говорили солдатам их офицеры.
В тот же день о письме узнала вся школа. Уже одно то, что близкий, родной, хоть и незнакомый, командир прислал нам письмо, было крупным событием. Мало того, ребятам предстояло рассказать правду обманутым белогвардейщиной солдатам.
На следующий день в школе не было ни одного ученика или педагога, который не знал бы содержания письма. Его прочли во всех классах и пионерских отрядах. Ответное письмо обсудили и одобрили комитет комсомола, учком, директор и учащиеся.
Мы, признаться, не ожидали, что движение, начавшееся в школе, примет такой размах. На фронт полетели сотни горячих патриотических писем. Ребята обещали отлично учиться и образцово вести себя, посылали иногда свои подарки. Учащиеся изучали биографии героев - участников боев с белофиннами, устраивали в классах уголки, где ежедневно вывешивались вырезки из газет о событиях на фронте. Заметно поднялась успеваемость. В школе возникли оборонные кружки: стрелковый, топографический, пвхо.
На многие письма ребят пришли ответы. Их внимательно читали на классных собраниях, пионерских сборах, помещал в стенной газете. Вот отрывки из одного ответного письма:
"Коллективу учеников и преподавателей 173-й школы Свердловского район г. Москвы от бойцов, командиров и политработников отдельного разведывательного батальона.
Дорогие, ученики и преподаватели!
Сегодня, как никогда, наши сердца на полнены чувством величайшей гордости 1 благодарности вам, вашим преподавателям и родителям за вашу любовь, письма и подарки. Нам, сынам великой 1 славной страны социализма, выпало вели кое счастье с оружием в руках защищать безопасность северо-западной границы и славной колыбели пролетарской революции - города Ленина. С именем Сталина в сердце и на устах мы идем в бой, с этим именем мы победим... Учитесь еще лучше! Будьте отличниками учебы! Изучайте военное дело! Будьте достойными нашей великой счастливой родины! Можете быть спокойны за нас. Мы победим, потому что нами руководит великая партия большевиков, выпестованная и закаленная в боях такими великими людьми - гениями человечества, как Ленин и Сталин.
По поручению бойцов, командиров и политработников.
Мл. лейтенант ГАРКУША, Мл. воентехник БЛАНК" и др.
Тесная связь с Красной Армией не прекращается и по сей день. Она расширилась благодаря переписке с бывшими учащимися нашей школы, ныне красноармейцами.
Богатейший материал имеет каждый педагог для того, чтобы развить у учащихся чувство патриотизма. Например, учительница т. Лукьянова, занимающаяся со вторым классом, проходя тему "Знатные люди нашей страны", рассказала детям о любви советских людей к своей родине, о радости работать на благо трудящихся, познакомила учащихся с жизнью передовых стахановцев, летчиков, ученых. На многих примерах она показала, что любовь к родине, честная, преданная работа, настойчивость являются причиной успехов советских людей. И учащиеся сами пришли к выводу, что отличник в классе - тоже знатный человек, что добросовестно учиться - значит проявлять, любовь к своей стране.
Учительница О.Н.Ипполитова увлекательно рассказала учащимся 6-го класса "А" о Тарасе Бульбе, о героической борьбе украинского народа с польскими панами. Естественно, вспомнились при этом недавние дни освобождения братских народов западных областей Украины и Белоруссии нашей победоносной Красной Армией. Учащиеся были так увлечены! этой темой, что решили организовать специальный кружок для изучения истории борьбы украинского народа с иноземными поработителями.
Воспитательную работу т. Лукьянова неразрывно связывает с учебной. И это дает превосходные результаты: класс ее отличается дисциплинированностью и отличными успехами в учебе. Характеризует ее воспитанников такой случай. В начале учебного года учащиеся обещали до весны сохранить свою классную комнату в опрятном виде, чтобы ее не пришлось ремонтировать и тратить па это государственные деньги. Свое слово они держат. Но однажды две ученицы нечаянно пролили на пол чернила. Обещание коллектива оказалось нарушенным. Что делать? Ребята нашли выход. Поздно вечером, захватив с собой щетку с мылом, виновницы пришли в школу и смыли с пола чернильное пятно...
Каждый учитель может найти богатейший материал по своему предмету - будь то литература, история, география, биология, - для того чтобы и на уроке и во внеклассной работе сочетать учебную и воспитательную работу.
Большое дело организовала классная руководительница Е.П.Барашкова. В то время, когда Герой Советского Союза И.П.Мазурук зимовал в бухте Тихой, она вместе со своим классом написала ему письмо. В своем телеграфном ответе тов. Мазурук писал, что для успешной борьбы с природой надо много учиться, обещал по приезде в Москву зайти в школу и рассказать о завоевании большевиками Севера. Ответ привел в движение весь класс, всю школу. Учащиеся решили к встрече с Героем добиться хороших отметок, организовать кружок по изучению Арктики, составить альбом "Арктика", устроить выставку "Экспедиция на Северный полюс". Все это было сделано.
Встреча, горячая и памятная, состоялась. Дружба с Героем продолжается и поныне. Она оказывает самое благотворное влияние на класс, в котором теперь много отличников и комсомольцев. Типичным примером может служить Валя Костромина - одна из инициаторов этой дружбы. Она вступила в комсомол, стала отличницей и лучшей вожатой; ее отряд имени И.П.Мазурука получил весной районное переходящее знамя за успехи в учебе. И таких, как Валя, много.
Пионерские отряды соревнуются, оспаривая первое место в школе, добиваясь права пригласить к себе на сбор дорогого шефа И.П.Мазурука. Каждое его посещение - а он бывает у нас по нескольку раз в год - большое событие для учащихся. К встречам с ним ребята задолго готовятся, стараются ликвидировать плохие отметки, улучшить школьную самодеятельность.
Вот во что воплотилась мысль учительницы послать в далекую бухту Тихую письмо героическому летчику. И таких возможностей культивировать любовь детей к своей родине много у каждого преподавателя. Мы,, педагоги, должны полнее использовать эти возможности, всячески развивать и культивировать в детях чувство советского патриотизма, являющееся главным признаком гражданина социалистической страны.
стр. 3